ДОМ КУКОЛ - "Мы думаем,
звездная болезнь нам не грозит"
Открытием
фестиваля "Равноденствие", прошедшего осенью 1999 года в Казани стала
группа "Дом Кукол". Группа образовалась в 1992 году. В основном, музыканты
начинали, как это водится в "каморках за актовым залом", изо всех сил
приобщаясь к искусству, жертвуя порой хорошими оценками в школьных дневниках.
Первоначально группа состояла из трех человек: Сычева Дмитрия, собственно
вокалиста и лидера команды, Сычева Арсения, басиста и клавишника, и
Сергея Даренских, ударника. Позже многие музыканты приходили, уходили,
пока, наконец, в 1997 году в группе не появились соло-гитарист Миндубаев
Эдуард и ритм-гитарист Алексеев Владислав. Таким образом сформировался
постоянный состав, в котором группа пребывает и по сей день, включая
появившуюся уже в 1999 году замечательную бэк-вокалистку Ирину Кромм.
- Кто-то
из вас в детстве мечтал посвятить себя музыке?
Дима: Наверное,
все мечтали. Я, например, очень хотел играть на гитаре, и за неимением
настоящего инструмента, представлял себя на сцене держа в руках теннисную
ракетку, игравшую роль гитары.
- Есть ли
у вас какое-то музыкальное образование?
Дима: С нотной
грамотой у нас знакомы абсолютно все, по нотам и читать, и играть мы
умеем, но на самом деле все играют по памяти. Я проучился 5 лет на фортепианном
отделении классической музыкальной школы, потом два года на джазовом
отделении опять же на фортепиано, и еще год на гитаре. Я даже испытываю
некоторую гордость, так как прошел два класса экстерном. Потом я еще
хотел научиться играть на трубе, но хватило меня всего лишь на два урока
- понял, что это не мое. Серж и Арсений закончили семилетку по классу
фортепиано.
- Вы преследовали
какую-то коммерческую цель при создании группы?
Дима: Нет, все
делалось для души, как и сейчас. Но если за это еще и платят - тоже
неплохо.
- Вы стали
весьма популярны в Казани. "Звездной болезни" не боитесь?
Дима: Хотя такое
внимание публики и средств массовой информации, конечно же приятно,
мы думаем, что "Звездная болезнь" нам не грозит.
- Кто автор
ваших творений, и возникают ли у вас споры в процессе репетиций, создания
аранжировок?
Дима: В основном,
и музыку, и стихи, сочиняю я, а аранжировки, конечно же, делаем вместе,
и тут без споров, а порой и ругани, дело не обходиться. У всех своя
точка зрения на то, как сделать лучше, все хотят в одну вещь натолкать
кучу разных фишек. Сторонние люди, особенно те, кто приходит на репетицию
первый раз, как правило, пугаются, а те, кто ходит постоянно, на это
внимания уже не обращают, так как понимают, что это просто рабочий процесс.
- Вы ограничиваете
свою музыку какими-то стилистическими рамками?
Дима: Просто не
получается ее ограничивать. Дело в том, что ребята слушают разную музыку,
у всех разные музыкальные вкусы, и конечный продукт в результате получается
совершенно разный: например, барабаны играют хип-хоп, гитарист - хард,
каждый играет то, что любит.
- Как появилось
название вашей группы, и что же оно все-таки означает?
Дима: Это очень
длинная история. До сих пор нам предлагают различные варианты понимания
такого словосочетания. Дом и кукла - это два исторических символа, сопровождавших
человека на протяжении многих веков. В результате симбиоза они приобретают
совершенно иной смысл, очень символичный. Представьте себе, например,
обычную пятиэтажную "Хрущевку", населенную целлулоидными куклами, стоящую
посреди джунглей. Бред. Кошмар. Один мой знакомый сказал, что дом кукол
- это гроб. В общем-то, каждый понимает это так, как хочет.
- Вы придерживаетесь
какой-то конкретной религии, философии?
Дима: Скорее всего,
нет. Определенные симпатии, конечно, есть. Я, например, очень симпатизирую
буддизму. Может быть, такой интерес возник в силу моей профессии - моя
специальность по диплому Казанского педагогического университета - преподаватель
истории религии. Работаю я, конечно, не по специальности, и, кстати,
единственный в группе, чья работа как-то связана с му-зыкой. Я работаю
в СПК "Заречье", как это раньше называлось руководителем ВИА, работаю
с молодыми коллективами, помогаю им в чем-то, объясняю.
- Какую
музыку вы слушаете в свободное время?
Дима: Я сейчас
запоем слушаю новый альбом Гребенщикова. Очень душевно. Люблю Garbage,
Tom Waits, экстремала немного. Серж: Мне нравится Cranberries, нравится
Garbage, Pearl Jam, к Nirvana неравнодушен. Из россий-ских мало что,
Земфира, наверное.
- Как родители
относятся к вашему творчеству?
Дима: Сейчас уже
поддерживают. Нашу с Арсением маму уже знают в рокерских кругах, она
бы-вает практически на всех концертах, где бы они ни проходили. В основном
ей нравится то, что мы делаем, хотя и критические замечания тоже бывают.
Это как раньше, наверное, родители ходили смотреть на своих детей на
утренниках в детских садах, так и сейчас. Правда, утренники стали несколько
другие.
- Чье мнение
о вашей музыке для вас наиболее важно?
Дима: Музыкантов.
Они глубже копают. Когда хвалят хорошие музыканты, это более ценно,
чем восторженная толпа.
- Любите
ли вы читать и что вам близко из литературы?
Дима: Читать мы
очень любим. Сейчас, например, читаем Пелевина во всех его вариантах.
А так мои самые любимые авторы - это Курд Воннегут, Габриэль Гарсиа
Маркес, также очень люблю Кортасара. Пытался читать Борхеса, но что-то
пока его с трудом воспринимаю. Из поэтов время от времени читаю Хлебникова,
Введенского, Маяковского. Очень люблю греческих поэтов - они по духу
мне очень близки. Их, наверное, мало кто читает, а узнал я об их творчестве
из журналов "Советская литература", которые нашел как-то на даче в невероятных
количествах.
Серж: Я люблю
"Сто лет одиночества" Маркеса - раз пять перечитал, наверное. "Мастер
и Маргарита" тоже перечитываю с регулярностью раз в год. Кастанеду прочитал
с удовольствием. Я люблю литературу с изотерической окраской, не попсовую.
Дима: Стругацких
мы тоже очень уважаем.
- По складу
характера вы кто больше, пессимисты, оптимисты?
Дима: Скорее анархисты
(под дружный смех). Я лично, живу одним днем, и мне это нравится.
- Как вы
относитесь к тому, чтобы делать шоу на сцене?
Дима: Шоу - это,
наверное, определенные передвижения по сцене, какие-то прыжки-скачки,
у нас все что-то делают, никто не стоит просто так. Шоу, это, конечно,
хорошо. Мы, кстати, будем де-лать большой концерт в феврале, точнее
два концерта, один за другим. Первый - закрытый, как это модно сейчас
делать. Он будет прорекламирован, будут афиши, но где и в какое время
он будет проходить, сообщаться не будет. Это будет, так сказать, концерт
для своих. А вслед за ним прой-дет концерт с участием наших друзей.
Возможно, это будут "Некстати", "Bottle Neck", "Безымянные".
- Как вы
сами можете объяснить свою популярность?
Серж: Хитовость
наших песен, в первую очередь. Мы не стараемся сочинять хиты, но все-таки
слышим, какие песни ими станут, а какие нет.
- Считаете
ли вы, что таланту нужны острые зубки, чтобы пробить себе дорогу и чего-то
добиться?
Дима: Всегда людям,
которые живут творческой, духовной жизнью, которые являются людьми процесса,
а не вещей, необходимо помогать. Еще незабвенная Алла Борисовна говорила:
"…бездарность сама пробьется".
- Расскажите,
пожалуйста, о своей поездке в Москву.
Дима: В Москве
мы принимали участие в акции "Скажи свое "Да" тому, во что ты веришь",
ко-торая сначала проходила в Казани, как все помнят, да и не только
в Казани, но и в других городах России. Сначала мы поиграли здесь, потом
нас пригласили в Москву. В Москве акция состояла из двух туров. В первом
туре из 34 региональных коллективов, приглашенных со всех городов Рос-сии,
где побывала акция, профессиональное жюри, в состав которого входили
Алибасов, Матец-кий, Матвиенко, Маршал, отобрало 5 лучших команд, в
число которых вошли и мы. Затем эти 5 команд участвовали во втором туре,
а именно выступали в концерте со всякими разными звездами, такими как
"Агата Кристи", "Ляпис Трубецкой", "Браво", "Манго-Манго", Катя Лель,
Олег Газманов. Все это проходило в спорткомплексе "Олимпийский": 40кВт
звука, все шумит, орет, весело, в общем. Приятной неожиданностью было
то, что когда нас объявляли, как гостей из Казани, определенный сектор
в зале очень бурно нас приветствовал.
- А какие-то
еще планы, связанные с Москвой у вас есть?
Дима: С этой акций
планов никаких нет, да и быть то их, в общем-то, не могло. Мы познакомились
с Евгением Хавтаном, с которым у нас установились очень хорошие отношения,
оставили ему компакт-диск, посмотрим, что будет дальше.
-Планируете
ли вы записывать альбом?
Дима: Планы такие,
конечно, есть. У нас появился продюсер проекта, который обеспечивает
фи-нансовую поддержку. Где-то весной мы планируем записать полноценный
альбом, не знаю, правда, насколько хорошо это получится. У нас вдруг
обнаружились большие требования к качеству записи, не знаю, обоснованные
или нет. Мы выяснили, что в Казани живые барабаны практически никто
качественно записать не может, а как писать рок-музыку без живых барабанов.
Но записы-ваться все равно будем, и пока в Казани - на Москву у нас
просто денег пока не хватит. Наверное, в продаже появятся кассеты с
записью альбома.
- Как вы
воспринимаете Казань с точки зрения музыкального движения, хотели бы
вы прожить здесь всю жизнь?
Дима: Мне по большому
счету все равно где жить, лишь бы была возможность заниматься любимым
делом. А в плане рок-движения, промоушена, раскрутки - в Казани это,
наверное, бесполезно. С точки зрения музыки отсюда не то что нужно,
а просто необходимо вырваться, потому что это полное болото. Все более-менее
нормальные группы, которые могли чего-то добиться, просто за-тухли.
Даже странно.
Вот сейчас говорят: "Дом Кукол", везде, по телевизору, в прессе. Так
давайте же сделаем из этого достояние республики, почему бы нет, в конце
концов. Группа "Roxette" зарабатывает для своей родной Швеции чуть ли
не 20% от государственного бюджета. Все-го одна группа, замечательно,
не правда ли? Так давайте же поможем "Дому Кукол", а "Дом Кукол" поможет
родной Казани!
16 января 2000
года. Интервью радио "Настроение". С музыкантами беседует Яна Савицкая.