TopList Rambler's Top100  

Второе пришествие Аланис

Крис Уилман - Entertainment Weekly, 6 ноября, 1998

Главный хит, который побил все рекорды, Jagged Little Pill 1995-го сделал Аланис Мориссетт звездой. Теперь, внезапно, она выпускает новый альбом и играет Бога.

Действительно, "как насчет того, чтобы вспомнить о своем божественном происхождении". "Аланис - Бог" - провозглашают транспаранты, вывешенные над Бродвеем кучкой молодежи, преисполненной благоговения., которая расположилась на островке в центре движения на Нью-йоркской Times Square . Неизвестно, в курсе они или нет, но этот лозунг позаимствован ими у каких-то англичан, которые похожим образом увековечили Эрика Клэптона в виде граффити несколько месяцев назад. Они явно собираются отметить появление обожаемой мисс М. в фильме «Догма», готовящейся к выходу религиозной сатиры, в которой Аланис Мориссетт соприкасается со своей божественной природой – прямо, как в строчке из ее недавнего хита « Thank U », пропагандирует, да, даже изображает большого Б. на большом экране. Некоторое время назад, объект их почитания был виден на весь мир из студии MTV . Она сидит, скрестив ноги на диванчике, в небольшой комнатке, перед группой, еще более благоговеющих подростков, выглядит так, как будто готова провести занятие по йоге, излучает такое спокойствие, что ты уже видишь ее положивши руки на Jesse Camp и раскрывающую свои чтоб-они-не-отркывались чакры. Вместо этого она в прямом эфире и дает интервью ви-джею Carson Daly , у которого также на связи режиссер «Догмы» - Кевин Смит. Каким образом, спрашивает Дейли, автор картин “ Сhasing Amy” и “Clerks”, пришел к тому, чтобы пригласить величайшую женщину, рок-звезду 90-х в качестве Величайшего Существа, в фильме студии Miramax ? Бестелесный голос говорит, не задумываясь: «Типичный представитель». Мориссетт скромно улыбается, …но, как Христос, стоящий перед Пилатом, этого не отрицает. В течение всего разговора Смит воспринимается таким увлеченным, что вы даже можете усомниться, любил ли он когда-то издеваться. «Очень трудно, на самом деле, не влюбиться в нее», замечает он. «Просто вокруг нее такой покой, такой успокаивающий эффект, распространяемый на все и вся. У многих людей есть разные способности, но именно она – самый уникальный человек, какого я когда-либо встречал. Честно говоря, я в своей работе привык думать обо всем чуточку хуже, из-за страха, что что-либо не оправдает моих ожиданий – но Аланис, она ближе всех к божественному на этой земле» Но, на шелковые плечи Мориссетт возлагается большая, правда менее миссионерская ноша. В свое время предполагалось, что единственное рок-появление на сцене не может определять коммерческий и признанный критиками успех (вспомните эти блеклые возвращения Pearl Jam , Smashing Pumpkins, U2, R.E.M. и остальных представителей революционной альтернативы) – теперь наряду с рэпом, детскими ансамблями и саундтреками, которые теперь определяют рынок музыкальной индустрии – теперь Мориссетт остается доказать, что все еще можно иметь блестящую карьеру в рок-н-ролле при наличии более одного успешного альбома. Кстати сказать, музыкальная индустрия все ждет от нее …ну не спасения, но хотя бы какого-нибудь знака. Так что, на крыльях самой продаваемой пластинки десятилетия Jagged Little Pill , 95-го (более 28 млн. копий по всему миру, 16 млн. сертифицировано в США), ее новый релиз Supposed Former Infatuation Junkie (в продаже с 3-го ноября) в некоторых кругах считается никак не меньше, чем подарком сами-знаете-от-Кого. Но может ли даже сама Господь отвратить боязнь «не попасть на второй курс»? При очень большом количестве очень любопытных людей, которые просто хотят узнать, какую позицию заняла Мориссетт на своем втором альбоме? Благословленной? Вот вам, без предисловий, один куплет: «Посмотри, я такая девушка, какую легко представить себе/ Почему они пытаются обобщать меня, почему они противопоставляют меня кому-то…/ Я хочу тебя/ Ты знаешь, что я не остановлюсь, пока не получу тебя/ Ты никогда не будешь прежним, после того, как столкнешься со мной/ Я уже не такая, какой ты меня помнишь…» Да уж. Ой, только это с первого второго альбома Мориссетт 92-го года – Now Is The Time, вышедший из тиража диск с северной границы, который был выпущен в то время, когда она была на сто процентов искусственной, строго отшлифованной канадской звездой для подростков, выступающей по одним только именем – "Аланис". Подбодряемая своими родителями-учителями, юное дарование приняло участие в одном сезоне детского шоу «Вы можете делать это на телевидении!», ей тогда было 10 лет, следом последовал первый сингл, а затем в 16 лет первый альбом, нервный срыв в 17, все это до того, как она возвращает себе свою фамилию и начинает все с нуля. Jagged Little Pill попадает в книгу рекордов Гиннеса, как самый успешный дебютный альбом, который на самом деле является третьим. Крис Рок, который играет апостола Руфуса, говорит, что он и Мориссетт (которую он ласково называет "Lanny Love") провели вместе целый день, обсуждая фильм Спайка Ли - "He Got Game" - это история про одаренного баскетболиста, на которого много давили в его ранние годы, история в свое время получила большую огласку. "Ты помнишь момент, где дядя разговаривает с ребенком и спрашивает, что он будет делать?" - спрашивает Рок. "Аланис просто повернулась ко мне и сказала, "Это моя жизнь". И я говорю "Это и моя тоже!" И это послужило толчком к разговору... После того, как ты поговоришь с ней некоторое время, а потом кто-то говорит тебе, что ей всего 25, ты выдаешь что-то вроде "Да пошел ты...! Она все понимает, мужик." Перед тем, как кто-либо будет рассуждать о ее возрасте, необходимо вспомнить, что благодаря тому, что Мориссетт выросла на публике, у нее была возможность совершить все свои ошибки до своего второго пришествия. Вместо того, чтобы пытаться забыть о своей впустую потраченной молодости, Мориссетт с улыбкой вспоминает о своем прошлом в новой песне "UR", которая описывает процесс ее приобщения к шоу-бизнесу, демонстрируя прогресс от "ты наивная", затем "ты испуганная", затем "ты безжалостная" и, наконец, не без гордости - "ты драгоценная". Ах да, еще и "ты одаренная" - это как раз то, кем Мориссетт без сомнения является и по сей день. Supposed Former Infatuation Junkie - заметный, бескомпромиссно откровенный дневник женщины в возрасте от 24 до 39. Он не "сердитый", только в воспоминаниях. (Единственная по настоящему "гневная" песня "Polyanna Flower" была отправлена в би-сайд, возможно из-за боязни дать некоторым слишком легкую возможность оправдать попытки возвращения стереотипов эры "You Oughta Know"). Хотя, как ни странно, такой облик вполне вписывается в ее многогранную личность. Во многих моментах альбом можно считать откровенно автобиографичным, и темы, которые, можно сказать являются прямо-таки саундтреком к картине "Драма об одаренном ребенке" будут отчетливо видны каждому, кто когда либо рассматривал себя, как опередившего свое время в профессиональном или эмоциональном смысле. Очевидно, он опять разделит критиков и фэнов на две группы, также, как это произошло с предыдущим альбомом: легко представить с одной стороны "циников", думающих про себя: "Давай, преодолей себя опять, Аланис", во время сосредоточенного прослушивания диалогово-самоаналитических "I was hoping" или "Unsent", и с другой вообразить себе настроенных более эмпатически, готовых расплакаться, в тех местах, где Аланис отдает дань уважения своей матери в "Heart of the house" или наставляет свою подругу, готовую покончить с собой в "Joining you". При прослушивании набора из 17-ти композиций за один раз, вы можете обнаружить себя испытывающим оба типа реакций. Успех альбома в коммерческом плане нельзя будет определить до следующего года, но уже сейчас ведутся разговоры о том, насколько успешно Junkie будет продаваться за первую неделю, и установит ли он новый рекорд. Велики шансы, что он переплюнет отметку, установленную альбомом Beastie Boys "Hello Nasty" - 681,000. Наиболее удачная цифра, по мнению SoundScan была установлена альбомом Pearl Jam в 1991-м - 950,000 копий. Ни от лейбла Мориссетт Maverick Records, ни от его дистрибьютора Warner Bros. не поступало на этот счет никаких официальных комментариев. Тем не менее, в частной беседе многие из этих ребят позволяют себе высказаться: "Надеемся, что он будет продан миллионом копий или около того, за первую неделю", говорит один источник, близкий к этому проекту. Правда оптовых покупателей может насторожить подход Мориссетт и ее менеджера к промоушену - "чем меньше, тем лучше"; они спланировали всего около полудюжины интервью для американского телевидения, ее только что закончившийся мини-тур по маленьким залам и клубам, который прошел всего в 13-ти городах; к тому же, очень важный для нее тур в 99-м еще даже не проанонсирован. Далее; пред тем, как она вернулась в студию вместе с продюсером Pill'а и своим соавтором Гленом Баллардом в начале 98-го, она практически совсем не появлялась на глазах у публики большую часть этих двух лет. Когда фотографам удавалось заснять ее в прошлом году, это были отнюдь не голливудские премьеры или ночные клубы, а это был триатлон, проходящий к северо-западу от Лос-Анджелеса.(Впереди всех один раз - впереди всех всегда!) Ее другие появления на публике были: участие в концертах в поддержку Тибета (Tibetan Freedom), имеющих гуманитарный интерес, поездка на Кубу, некоторое время она жила в Индии(это, кстати, выплыло в "Thank U", и также навеяло менее благодарственную в этом смысле "Baba", ее эквивалент песни Битлз "Sexy Sadie"). Лондонская газета "Daily Telegraph" в прошлом месяце оценила Мориссетт в 50 миллионов $ или больше, явно во многом благодаря необыкновенно высокой в прошлом ставке - целых полтора доллара за альбом - примерно такая сумма была получена до выхода Jagged Little Pill'а. В то время как ходят слухи, что сама певица живет со своим бойфредом актером Dash Mihok'ом (предмет обожания в танцевально-любвной песне "So pure") в Брентвуде, Калифорния, не привлекая к себе особого внимания , где она готовит, рисует и избегает одежды от Dolche & Gabbana в пользу "пролетарской" марки для каждодневной носки вроде "Urban Outfitters" . Ее знакомые же говорят о ней если не в любимых К. Смитом "божественных" эпитетах, то, по крайней мере, о том, что она уживается со своей славой очень мягко и грациозно - что, при всех соблазнах, подстерегающих ее при этом, позволяет воистину причислить ее к лику святых. "Теперь это уже история про деньги и это не очень хорошо для музыки, потому что слушатели не особо любят, когда о них говорят, как об источнике дохода" - говорит Danny Goldberg, руководитель лейбла Warner, на котором вышел последний альбом Аланис. "Звукозаписывающие компании работают лучше всего, когда их никто не замечает, и, я думаю, Maverick в этом смысле отлично с этим справился". Говорит сотрудник MTV, Tom Claderone: "Альбом не был насильно засунут людям в глотку. Когда я был на радио и к нам поступила You Oughta Know, я помню подумал: "Вау. Ну и что?". Не было никакого шороха в течении шести месяцев с момента выхода диска. И никто не видел в нем никакого переворота; альбом просто был донесен до публики посредством радио и телевидения. Меломаны, неважно сколько им лет, всегда хотят чувствовать себя открывателями чего-то нового. И, в некоторой степени, в Аланис до сих пор чувствуется какой-то секрет". Постоянный агент Мориссетт, Mitch Schneider, обзавелся мантрой, которую он, наверное , повторяет по дюжине раз на дню: "Она просто не хочет слишком часто показываться на публике". Скажите это режиссеру ее клипа.. Это всего лишь несколько писем от Бога к "Леди Годива"(по легенде, она ездила голой по улицам в 1057г.). Stephane Sednaoui, режиссер, который продемонстрировал нам многоличностную Аланис в Ironic, рассказывает, как он пришел к сюжету Thank U, который представляет ее в качестве незнакомки на незнакомой земле, свободно передвигающейся среди людей, дотрагивающуюся людям с несексексуальной и исцеляющей целью. "Если вы послушаете текст песни", говорит Sednaoui, "она говорит о том, как быть абсолютно незащищенной. Это о доверии и о состоянии, абсолютно открытом и комфортным при этом, готовности получать и отдавать... Когда я подошел к Аланис с этой концепцией, ей это очень понравилось, и тогда она сказала: "Знаешь что? Я бы с радостью снялась голой в этом видео". И я сказал: "Вау! Супер! Это потрясающе!" Точно сказано, но разве никто не говорил вам, что этого нельзя делать на телевидении (you can't do that on television)? Видимо нет. MTV и VH1 будут в восторге от клипа, который вызовет толки. И, хотя, Sednaoui утверждает, что у него и Мориссетт даже и в мыслях не было создавать провокацию - сочтем эти отговорки недействительными, этот привлекающий внимание старт, который может определить дальнейшее развитие ее несуществующей промо-компании слишком очевиден. Волнение, которое создал этот клип можно отчетливо проследить на сайте Америка-Онлайн, где за один день на прошлой неделе на форуме, посвященном Аланис было отмечено около 2300 сообщений, хороший процент которых посвящен ее последнему видео (или отдельным частям тела в нем). Отвечаем на несколько превалирующих вопросов в сети: Да, это ее тело. Нет, они не снимали ее отдельно в студии и не вклеивали ее в уличные сцены с помощью цифровых эффектов. Клип был снят за две ночи на пустынных улицах центрального района Лос-Анджелеса, в подземке и в ближайшем супермаркете. Да, она действительно была совершенно голая, за исключением двух латексовых заплат на груди (в соответствии с местными законами) и заплаты в том месте, о котором француз Sednaoui нежно отзывается, как "Ее пол". И нет, Мориссетт ни разу не чувствовала себя неловко на съемках в своем костюме Евы. "Она действительно чувствовала себя одетой", говорит режиссер. Ха, да ладно?! "Нет, правда. Психологически, когда у тебя обильный макияж на теле, многие женщины на самом деле чувствуют себя чуточку одетыми." Ну, и последний вопрос: Это она там Бога изображает или как? "О, нет, мы не собирались делать из нее Мадонну или божество. Мы не хотели делать ее недосягаемой. В клипе она человек, который выбирает пройти немножко дальше, чем все мы." Смертная? Это может показаться осквернением ценностей Кевина Смита (мы уже потираем руки в преддверии теологического эмтивишного "Звездного боя насмерть"). "Я знаю, что это выглядит, как публичный трюк или вызов бури с моей стороны, но все было естественно.", говорит режиссер Догмы, который поместил Мориссетт в духовный центр картины, после того, как обладательница Оскара Эмма Томпсон выбыла из проекта. "Я подозреваю, многим интересно, почему я выбрал ее... Я думаю, этим я обязан Линде Фиорентино", которая была хорошо осведомлена об увлеченности Смита певицей: "Однажды, Линда сидела в своем трейлере-гримерке и сказала мне: "Я общалась с Аланис", я сказал "Да?", и она сказала что-то вроде: "Значит, Бог, это та, кто тебе нравится, не так ли?" И Это было именно так".

Сайт управляется системой uCoz